У некоторых людей не связанных со сферой ИТ есть ошибочное мнение, что тот, кто определенным образом работает с компьютером, должен уметь его ремонтировать и делать вообще все. Другие наоборот, приравнивают переустановка Windows до «умения Богов». А если можешь еще и роутер настроить,то ты вообще супермен.
Правда в том, что сфера компьютеров очень многогранна. И люди в области ИТ, которые вроде очень близко между собой сотрудничают, могут иметь совершенно разные навыки. Например, тот же системный администратор, или еще точнее администратор сети, может совсем не иметь зеленого представление, как собирать обычный банальный компьютер и вовсе не знать, что там на рынке «простых смертных» происходит, потому что занимается высшим звеном компьютерной техники(серверы, крупные сети…). Программисты вообще не имеют никакого отношения к внешним комплектующих, просто их специализация виртуальная, программная, а не физическая. И поэтому часто бывают вызовы на фирму в стиле: «Я сам программист, пожалуйста приезжайте к моего родственника, скажите, что вы мой сотрудник и отремонтируйте ему компьютер. Оплату сделаю я ему ничего не говорите. Ибо он меня уже достал с тем компом». И вообще ИТ-шники часто обращаются, ибо, в отличие от простых людей, они понимают, что это хлопотное дело. Это не стоит того времени, которое они потратят на разборки «что к чему» и чтение форумов. ИТ-шник заработает больше по специальности за то же время.
Второй момент — это разделение самих компьютерных мастеров. Дело в том, что даже эта ниша людей сильно разграничены. Например,«поверхностные» (универсальные) мастера, пайщики, мастера в сервисах, специалисты по восстановлению информации. Пайщики тоже сильно отличаются между собой: есть те, которые могут слабый волос запаять и «реболять» чипы, а есть такие, что просто могут конденсаторы поменять и шнур питания перепаять (это так условно, но по сервисам можно наблюдать такую картину).
Еще другой вопрос –умение коммуникации. Проблема в том, что хорошо общаются с клиентами именно менеджеры, продажники, маркетологи, тогда как пайщики и мастера не очень умеют общаться с людьми, да и не очень хотят понять обычного пользователя. Кстати, и сама болезнь косит часто и настоящих программистов, у них тоже проблема с социализацией(думаю, рекрутеры подтвердят). От таких людей можно часто услышать: «Тупой юзер, все напортил, как так можно понажимать и поломать все, это каким надо быть д……». Одним словом, круг замыкается, и в результате все с ремонтов стараются перейти в какую-то лучшую сферу – например в тех же системных админов. Как итог, отток кадров в поисках лучшей доли в другие области компьютерных технологий. Это приводит к тому, что в сфере обслуживания простых пользователей остаются или некомпетентные люди, или неадекватные, или еще хуже — аферисты типа «мастер, живу рядом».
Что можно сказать – в конце концов, компьютерное обслуживание — это прежде всего сервис, и вы платите за него, а не за уникальные умения. Ведь на самом деле, в эру интернета все вообще можно сделать самому. И вопрос только в затраченных силах и времени, а также рациональности и рентабельности такой работы. Ибо отношение типа: «за что там платить, за переустановку Windows или за установку процессора в сокет? Это же дурака, может любой школьник». Можно аналогично сказать:«Да за что там платить программисту, надо просто год поучить С++ и написать программу к себе самому. Или еще лучше — зачем тот Windows, просто надо посидеть-поучиться так лет 30 и написать свою операционную систему. Это для любителей глупой фразы «если очень захотеть, можно в космос полететь».
Так что, решайте сами, что вы хотите: получить качественный сервис или делать все самому!